• Санкт-Петербург,
    Невский проспект 60
  • +7 (911) 705-60-60
Законы и правила композиции в рисунке
26 января 2022

Живопись – особый вид искусства. Информация, которую несут картины, отличается от той, к которой привыкло большинство людей в повседневной жизни. К пониманию духовных знаний приходят постепенно. Чтобы зритель смог понять замысел автора, художник должен соблюдать основные законы живописи – создать правильную композицию, гармонию света и тени, цветопередачу.

Понятие композиции в рисунке

Композиция в изобразительном искусстве – размещение отдельных элементов картины, позволяющее художнику с максимальной достоверностью воплотить на холсте свой замысел. Этого можно достичь, уравновесив все части картины, акцентировав внимание зрителя на главном объекте. Композиция позволяет добиться выразительности, значительности, если автор смог выразить основную мысль, расположив компоненты картины определённым образом. Имеют значение все детали – размеры картины и изображения, пропорции и формы листа бумаги или холста,  площадь, которую занимает рисунок на холсте, точка зрения, равновесие, контрасты, сопоставление, ритм, цвет.

Этапы работы над рисунком:

  • определение смыслового содержания;
  • выявление точки зрения;
  • правильное расположение листа бумаги (вертикально или горизонтально);
  • размещение предметов на листе;
  • уточнение центра композиции;
  • построение с учётом перспективы и пропорции;
  • передача света.

Композиция  – связь отдельных элементов, основанная на зрительском восприятии, обеспечивающая максимально полное раскрытие художественного образа, воплощение авторской идеи. Художник должен учитывать особенности восприятия зрительных образов человеком. Композиция художественного произведения – единство центрального объекта и фона, линий и форм, цвета, света и тени. Грамотно объединив эти элементы, художник создает шедевр.

Школа живописи для людей взрослых и детей предлагает курсы рисования. Первый этап – курс «Основы рисунка». В течение 10 уроков научитесь изображать геометрические фигуры, создавать композицию из скольких предметов, учитывать перспективу, изображать свет и тень, рисовать драпировку. Сможете нарисовать натюрморт с учётом полученных знаний.

Если захотите расширить познания, запишитесь на курс «Академический рисунок» из 20 уроков. Программа предусматривает создание изображения головы человека. «Арт-Квартира» находится в удобном месте, центре Санкт-Петербурга. Занятия ведут дипломированные художники, разработавшие авторские курсы и методики. Нет необходимости приобретать материалы, они включены в стоимость обучения. Учебная группа состоит из 6 человек, преподаватель уделит внимание каждому обучающемуся.

Законы и правила композиции в рисунке

Композиция в рисунке позволяет сделать содержание доходчивым. Её законы отражают закономерность реального мира в художественно преображенном виде, учитывающем эстетику эпохи, особенности художественного стиля.

Основные принципы композиции:

  • целесообразность, правильно подобранный замысел;
  • единство и соподчиненность отдельных элементов, выделение главного объекта;
  • равновесие, необходимое для гармоничного восприятия;
  • выделение смыслового центра;
  • пропорциональность отдельных деталей.

Художники используют два вида композиции – статичную, изображающую ощущения покоя и равновесия, динамичную, передающую движение, эмоции.

Чтобы создать картину, необходимо учитывать правила и законы живописи:

  1. Закон неделимости – рисунок необходимо воспринимать как целое.
  2. Создание нового по форме или по содержанию.
  3. Подчинению всех средств основной идее.
  4. Важный элемент рисунка – композиционный центр, именно на нём автор должен сделать акцент. Этого можно добиться с помощью выделения центра цветом, использовать направляющие оси, изменить размер, выдвинуть центр на передний план. В отдельных случаях главный объект может находиться на втором плане.
  5. Последовательное чередование отдельных фрагментов.
  6. Симметрия – уравновешивание отдельных фрагментов, центр обычно совпадает с геометрическим центром плоскости картины.
  7. Асимметрия – для достижения равновесия художник добавляет паузы между предметами, противопоставляет крупные и мелкие детали, использует контраст.

В работе художник использует следующие приёмы – вводит вертикали и горизонтали, диагонали для передачи движения, использует метод золотого сечения, правило третей, передаёт статику или динамику и т. д. Цвет и свет на полотне – это средства передачи объёма, фактуры, степени освещённости, важный элемент композиции. С их помощью художник направляет внимание зрителя на основной объект, выделяет композиционный центр, подчёркивает важные с его точки зрения жесты и движения.