На протяжении столетий портрет остаётся самым популярным жанром в живописи. Это один из самых сложных жанров, портретисту необходимо передать сходство, соблюсти пропорции, отобразить фактуру кожи, волос. Чтобы этого добиться, необходимо соблюдать правила.
Распространенные ошибки при работе над портретом
Начинающему художнику необходимо избавиться от завышенных ожиданий.
В процессе работы встречаются следующие ошибки:
- Возьмите лист бумаги достаточного размера, постарайтесь нарисовать портрет, заполнив лист полностью.
- Учитывайте пропорции человеческого лица и черепа.
- Самый простой портрет – профиль, так как здесь минимум объёмных деталей. Второй по сложности вариант – в пол оборота, а самый сложный – анфас. Не стремитесь нарисовать сразу портрет анфас, начните с профиля.
- Не пытайтесь добиться фотографической точности. Сходство появиться в результате верного построения и проработки деталей.
- Оставляйте перед лицом портрета пространства больше, чем за затылком.
- Шея на портрете делает его законченным.
- Твёрдый карандаш хорош в начале работы, чтобы нанести общий план. Используйте мягкие карандаши для полутонов.
- Обратите внимание на изображение глазного яблока, взгляд не должен быть тусклым.
- Реального сходства невозможно добиться без изображения фактуры кожи, морщин.
- Сумейте создать объём, чтобы не получить вместо лица маску.
Творческая студия АРТ-Квартира приглашает жителей Санкт-Петербурга и Москвы на курсы рисования. Курс «Портрет» предусматривает обучение в технике карандаш и масло. Предварительное прохождение курсов «Основы рисунка» и «Академический рисунок» облегчат обучение. В течение курса вы посетите 10 уроков по 2 часа каждый, нарисуете 4 карандашных портрета и два рисунка маслом.
Профессиональные художники обучат вас правилам компоновки портрета, соблюдению пропорций, учёту перспективы. В течение обучения вы научитесь работать с красками, учитывать особенности цвета кожи в зависимости от освещения. Стоимость курса – 7600 руб., индивидуального занятия – 2000 руб. Предоставляем холст, бумагу и краску.
Советы начинающим портретистам
Перед созданием портрета необходимо потренироваться в изображении отдельных частей – глаз, носа, ушей. Попробуйте разобраться, из каких плоскостей и фрагментов они состоят, как отбрасывают тени под лучами света. Поработайте с литературой для художников, изучите предложенные анатомические схемы.
Этапы работы над портретом:
- Создайте общий набросок, изобразите голову в виде простой геометрической фигуры.
- Поработайте над композицией, продумайте, как будет расположена голова, шея, причёска.
- Переходите к построению лица.
После того, как набросок головы находится на нужном месте, намечены причёска и отдельные фрагменты, определен источник света, переходите к детализации.
Советы начинающим художникам:
- Соблюдайте пропорции. Голова – это слегка сплюснутая сфера, условно разделите её на четыре равные части. В середине левой и правой половин будут находиться глаза. Нижнюю вертикальную линию разделите на пять частей, нижняя часть носа находится на второй точке сверху, на одну точку ниже располагается линия смыкания губ. Место ушей – между верхним веком и кончиком носа. Линия роста волос – индивидуальная особенность. Необходимо помнить, что длина глаза обычно составляет одну пятую ширины лица, расстояние между глазами равно ширине глаза.
- Если лицо на портрете расположено в профиль, линия разделяет голову на череп и лицо.
- Форма глаз разнится, можно отметить общие черты. Внешней угол обычно выше нижнего, верхушка радужной оболочки частично находятся под веком. Очень важно правильно нарисовать ресницы, они растут наружу, нижние короче верхних.
- Брови рисовать несложно, они становятся тоньше по направлению к уху. Брови создают тень над глазами.
- Чтобы нарисовать нос, необходимо разбить его на плоские поверхности, соблюдая пропорции.
- Линия смыкания губ очень важна, она формирует рот. Важно оттенить губы штрихами. Нижняя губа обычно тоньше верхней.
- При изображении ушей важно учитывать, насколько плотно они прилегают к голове.
- Обязательно учитывайте направление света.
- Уделите внимание распределению света и теней по всей голове, на волосах есть блики, затененные места. Хотя на портрете не видно затылка, необходимо рисовать объёмную фигуру, на этапе компоновки предусмотреть количество затылка на рисунке.
Самое главное при рисовании портрета – ухватить индивидуальные особенности. Схожесть обычно определяется не мелкими деталями, а общим строением головы.