Изучение работ великих мастеров помогает найти собственный стиль, усовершенствовать художественные техники. К повторению классических полотен прибегают не только новички, но и профессиональные художники — в этой ситуации анализ и копирование стилей великих художников является обучением, оно помогает развивать креативность и наблюдательность, искать нестандартные подходы к воплощению идеи.
Художественная техника в живописи — это совокупность приёмов применения художественных материалов при создании картины, создающих визуальные и оптические эффекты. При использовании традиционных техник художники рисуют картины с помощью масла, акварели, гуаши, пастели.
Мастера разрабатывают авторские техники, например, импасто (создание рельефа с помощью нанесения нескольких толстых слоёв краски), глизаль (слой полупрозрачной краски, нанесённый поверх высохшей, создаёт эффект глубины), технику «сухой кисти». Обогащают картину смешанные техники современных художников — они позволяют добиться эффекта, невозможного при использовании одной техники.
Каждой эпохе присущ определённый стиль в живописи, определяющий облик картины. Художественные стили изменялись на протяжении веков, они отражали социальный, культурный, технологический облик эпохи.
Примеры художественных стилей:
Художественные материалы и техники тесно связаны в живописи, техники определяют выбор материалов для создания визуальных эффектов. Большинство художников использует в работе несколько техник и материалов. Например, контуры объектов выделяют с помощью туши, гуашью изображают материальные предметы, акварелью — воздух, текстурной пастой — рельеф.
На протяжении веков художники использовали для работы масло, акварель, гуашь, темперу. Эти техники являются основой классической живописи. В эпоху раннего Ренессанса темперой рисовали на деревянных досках, покрывали меловым грунтом. Масляная живопись использовала вместо досок холсты. Для росписи стен применялись техники аль секко и аль фреско.
С помощью техники сфумато Леонардо да Винчи создавал плавные переходы между цветами и границами предметов. Основные приёмы сфумато: многослойность, отсутствие резких линий, игра света и тени, атмосферная перспектива. Эта техника использована при создании «Моны Лизы», «Дамы с горностаем».
На картине «Мона Лиза» с помощью техники гризайль автор создал объёмное и реалистичное изображение, используя градации серого и белого цветов. Монохромная палитра создаёт эффект глубины и реальности. Леонардо да Винчи отличался глубоким знанием анатомии, использовал перспективное построение, создавал реалистичные изображения с использованием светотени.
Рафаэль Санти применял техники светотени, сфумато, созданные Леонардо да Винчи. Для картины «Донна Велата» характерна трёхстадийная техника — рисунок, светотень, цвет. Во фресковой живописи Рафаэль использовал сухую и влажную фрески, симметричную композицию.
В стиле барокко писали Веласкес, Рембрандт, Эль Греко, Вермеер, Рубенс и многие другие. Экспериментатор и новатор в живописи Микеланджело Меризи да Караваджо разработал стиль караваджинизм, сочетающий реализм и драматизм эпохи. Техника включает приёмы тенебризм и кьяроскуро.
Тенебризм — яркая фигура на неосвещённом фоне, этот эффект подчёркивает мистическую природу происходящего. Кьяроскуро — использование контрастов между светом и тенью, выделение человеческих фигур. Техники сочетали драматизм и реализм, эмоциональность, театральность действия, происходящего на картине.
Представители импрессионизма изображают изменчивость и подвижность реального мира, передают свои впечатления. Клод Моне, Эдгар Дега, Поль Сезан отказались от чётких контуров, на картинах очерчивают границы объекта с помощью коротких толстых мазков. Они не используют детализации и прорисовки, сосредоточили внимание на той части изображения, к которой хотят привлечь внимание. Авторы рисуют энергичными крупными мазками. Они получают оттенки, нанося чистые цвета рядом друг с другом, используют дополняющие цвета для усиления впечатления. Импрессионисты выбирают открытую композицию, создавая ощущение случайности.
Для постимпрессионизма и экспрессионизма (Ван Гог, Гоген, Мунк) характерны динамика мазка, яркие и субъективные цвета, искажённые формы, эмоциональная выразительность. Авторы ищут новые формы и символы, отказываются от реалистического изображения, используют насыщенные, неестественные цвета. Многие художники упрощают или искажают формы, используют скрытый смысл. В отличие от импрессионизма, популярно густое нанесение тяжёлых мазков.
Для техники живописи художников в стиле модерн (Густав Климт, Альфонс Муха) характерны плавность линий, округлость форм, декоративность, преобладание пастельных тонов, обилие растительных и природных мотивов. Популярные сюжеты: аллегории, фантазии, мифы, легенды, мистика, романтические истории.
Некоторые техники художников-модернистов:
Модерн — это двойственность, подчёркнутая декоративность, неправдоподобность.
Многие современные художники отказались от традиционных техник в живописи. Они активно работают с новыми материалами (плёнками, стеклом, пластиком, металлом), создают картины с уникальными текстурами и визуальными эффектами. Авторы используют необычные приёмы: штампование фактурными объектами, разбрызгивание краски, стекание краски по полотну, добавление засушенных цветов, листьев, насекомых. Большинство современных художников используют несколько техник одновременно.
Во всём мире известен британский художник Бэнкси, работающих в рамках стрит-арта. Он создаёт граффити на политические и социальные темы. Американский темнокожий автор Жан-Мишель Баския работал в стиле неоэкспрессионизма, сочетающегося с граффити и наскальной живописью. Итальянский художник Маурицио Каттелан изготавливает инсталляции из подручных предметов, каждая его работа — провокация.
Русская живопись значительно отличается от европейской. Для неё важен исторический контекст, характерны разнообразие жанровых сюжетов, использование разнообразных техник и методов. Особенности направлений в русской живописи:
Техники написания картин известных художников можно попытаться воспроизвести начинающим авторам. Попробуйте следующие упражнения:
Используйте различные материалы: акварель, акрил, пастель, графит. Изучение техник написания картины известными художниками — отличный способ развить вкус, добиться прогресса в мастерстве.
Школа рисования «Арт-квартира» приглашает жителей Санкт-Петербурга и ЛО посетить курсы рисунка и живописи, мастер-классы, арт-вечеринки. Узнайте подробности на нашем сайте, получите консультацию, запишитесь на занятия.
самый центр Санкт-Петербурга: Невский пр., 60
материалы отечественных и зарубежных производителей
только дипломированные профессионалы
максимум 6 человек, всем комфортно
весь уникальный накопленный опыт преподавателей для Вас
в любое удобное для Вас время, по записи
У нас вы можете приобрести картины для домашнего декора