• Санкт-Петербург,
    Невский проспект 60
  • +7 (911) 705-60-60
Основные средства живописи в изобразительном искусстве
14 июня 2022

Живопись – один из самых древних видов искусства. Тысячелетия назад человек с помощью красок отражал окружающую его действительность. Выбор основы для изображений широкий – стены архитектурных сооружений, холсты, дерево, металл, бумага, картон. Несмотря на вид поверхности для рисунка, творцы используют одинаковые художественные средства живописи.

Цвет

Важнейшее художественное средство изобразительного искусства – цвет. С его помощью художник отражает пространство, объём, фактуру, передает смысл и настроение картины. Правильное сочетание цветов – важнейшее условие получения хорошего рисунка.

Кроме выбора нужной краски, художник должен грамотно подобрать:

  • оттенок;
  • насыщенность – бледность или затемнённость;
  • интенсивность – яркость или тусклость.

Эти три характеристики определяют цвет картины. Красный, жёлтый и синий цвета относят к базовым, их нельзя получить путём смешивания других цветов. Невозможно создать рисунок, используя исключительно базовые цвета, необходимы цвета второй и третьей группы, чтобы убрать неестественную яркость. В природе не встречаются базовые цвета в чистом виде, все оттенки сбалансированы. Задача художника – изменить реальность, сделать её радостной или драматичной в зависимости от цели автора с помощью цвета. Сочетание цветов позволяет создать настроение, который почувствует зритель.

Цвета в живописи, курсы в СПб
Цвета в живописи

Колорит

Колорит – соотношение цветов и оттенков на полотне. Это важнейший компонент художественного образа, взаимосвязь цветовых элементов, цветовой строй картины. Цель художника – добиться богатства и гармоничной согласованности цветов. Колорит помогает передать идею, замысел, настроение, он может указывать на спокойствие, радость, грусть, тревогу и другие эмоции.

Колорит в живописи, курсы в СПб
Колорит в живописи

В школе рисования «Арт-Квартира» преподают профессиональные художники, использующие авторские методики и разработки. Во время занятий уроков живописи для начинающих взрослых, они научат выстраивать колористические отношения, правильно сочетать цвета и оттенки, учитывать согласованность тонов хроматического ряда.

Мазок

Во время работы над произведением художник оставляет на холсте или бумаге мазок кистью с краской. Техника нанесения краски разнообразна, зачастую зависит от индивидуального стиля художника. Из отдельных мазков, наложенных в определенной последовательности, художник создаёт законченную картину. Овладеть техникой мазка необходимо на начальном этапе обучения, без неё невозможно создать картину, передать внешний вид объекта, идею и смысл.

Виды мазков:

  • гладкий, призванный подчеркнуть текстуру объекта;
  • пастозный (фактурный) – интенсивный мазок, толщина слоя достигает несколько миллиметров, создавая рельеф, необходимый для передачи формы предмета;
  • лессировочный – прозрачный мазок для получения нужного оттенка.

На уроках живописи начинающему художнику необходимо научиться менять вид и форму мазка, располагать его по контуру предмета, передавать пространство, отображались глубину.

Изучение мазков в живописи в Санкт-Петербурге
Изучение мазков в живописи

Линия, пятно

Основной элемент любого изображения – линия. Ее функции – передача формы объекта, создание контура, разбивка силуэта на мелкие детали. Линию активно используют при создании набросков,  эскизов, рисунков, плакатов, станковой графики. Она является художественным средством живописи, с её помощью художник может передать тончайшие нюансы. Ровная, зигзагообразная, плавная, прерывистая, волнистая, тонкая линия отражают замысел художника. Рисунок, созданный с использованием линий одинаковой толщины, смотрится жёстко.

Любая картина нуждается в использовании разнообразного линейного языка, умения использовать линейные элементы с учётом психологического воздействия на зрителя. Толстая линия создаёт впечатления надёжности, диагональная передаёт динамику, горизонтальная – покой, кривая – замкнутость. Прямая линия рядом с кривой выглядит жёстко, напоминает чертеж, а не рисунок. Пятно – фрагмент изображения, пятна составляют большую часть картины, заполняют её пространство. Человеческий глаз воспринимает форму, цвет, место, фактуру пятен.

Изучение живописи в СПБ
Пример: Линии в живописи

Цветовой и световой контраст

Для усиления выразительности полотна художники используют метод контраста, противопоставляющий отдельные фрагменты изображения. Контраст может быть основан на размерах объекта, цвете, фактуре, статичности, характере и других характеристиках. Контраст воздействует на особенности восприятия зрителем. Рядом со светлым тёмное выглядит ещё темнее, яркое рядом тусклым – ещё ярче. Художники используют контраст для раскрытия идеи, он позволяет отобразить добро и зло, чистое и порочное, земное и небесное.

Форма

Понятие формы даёт возможность художнику показать отличия между предметами, их визуальные особенности. Форма – важная характеристика объекта, её необходимо учитывать вне зависимости от того, в какой традиции рисует художник. Он должен изобразить разницу между целыми и составными объёмными предметами, выделить отдельные части сложных форм, создавать органические и оригинальные объекты.

Изучение Формы в живописи в СПБ
Пример: Форма в живописи

Композиция

Композиция необходима для передачи замысла художника, он располагает отдельные объекты на картине таким образом, чтобы выделить главное и второстепенное. При создании произведения художник учитывает целостность полотна, контрасты, воздействие элементов картины на зрителя. Важная часть композиции – перспектива, глубина пространства усиливает восприятие.

Фактура

Должное впечатление от картины на зрителя помогает оказать фактура. Поверхность полотна усиливает воздействие, оно может быть гладким или шероховатым, матовым или глянцевым, плоским или объёмным. Густая или жидкая краска, разное направление мазков отражают свет, создают блеск, делают художественный образ живым. Произведения признанных художников передают фактуру зрительно и осязательно, используя разные техники и материалы, штриховку, заливку.

Изучение фактуры в живописи в СПБ
Пример фактуры в живописи